Для начала я попробую немного отойти от технических деталей и рассмотреть вопрос "бесплатного" хостинга под углом экономического восприятия этого явления в интернете.
И вот к каким интересным выводам я прихожу: для очень большой части пользователей интернета термин "бесплатный" прочно ассоциируется с халявой. Хотя в 99% случаев это не так. Этот термин в большинстве случаев говорит только об отсутствии денежной оплаты за услугу. В применении к "бесплатному" хостингу существует, как правило другой эквивалент, не денежный, для оплаты услуг хостинговой компании.
Вопрос бизнес-модели провайдера, предоставляющего хостинг, очень важен для принятия решения о размещении сайта на "бесплатной" площадке. Я бы сказал - основополагающий. Четкая и понятная бизнес-модель дает возможность сделать правильные выводы и застраховать себя от разочарований в будущем, сэкономить время и деньги. С моей точки зрения, люди, навешивающие ярлыки типа "бесплатного сыра не бывает" или "бесплатно - только на помойке" либо не разобрались в явлении, либо имеют однобокий печальный опыт, проистекающий также от нежелания затратить дополнительные усилия и разобраться в вопросе.
Для чего хостинг-провайдеру это надо? Зачем тратить свои ресурсы, как материальные так и людские? Альтруизм? Ни в коей мере. В основе всегда лежат конкретные причины и вполне конкретная выгода.
Основные причины и побудительные мотивы открытия "бесплатного" хостинга:
Попробую для начала рассмотреть получение дохода от баннерной рекламы. Мне доводилось как слушать, так и читать много разных мнений со стороны на эту тему. Ряд авторов, достаточно убедительно доказывал, что провайдер имеет "бешенные бабки" от рекламы на сайтах бедных юзеров. Другие, вполне резонно сомневались в выгоде. А истина, как обычно, где-то посередине.
В общем-то, и доход, конечно есть, но совсем не бешенный. Много бесплатных хостингов закрылись в момент ряда обвалов рынка баннерной рекламы. Значит в основном на этом строилась их бизнес-модель. И она не прошла проверки рынком. Но многие продолжают эксплуатировать этот вариант расчетов. Если вы присматриваетесь к "бесплатному" хостингу, требующему размещения рекламы на страницах, то возможно вам будет полезна следующая информация.
Реклама на сайтах, которые обычно хостятся на таком хостинге, как правило очень дешева. Стоит дорого только тематическая реклама, когда заказчик рекламной кампании, покупает ее только на тех сайтах, куда с большой долей вероятности придет его клиент. Подсчитывая про себя прибыль, которую принесет ваш сайт провайдеру, не ошибитесь, переоценивая свой сайт. Также очень распространено ошибочное мнение о том, что провайдеру выгодно блокировать раскрученные сайты и затем крутить свои баннеры на страницах ошибок. Это не так. Раскрученный сайт всяко принесет дохода больше, откручивая рекламу на своих страницах, чем на страницах ошибок. Ничего практически не стоит, как правило, реклама на страницах чатов и форумов. За очень редким исключением. На такие сайты часто ходят одни и те же посетители. Нет смысла крутить им один и тот же баннер. А вот затратная для провайдера часть достаточно велика.
Привлечение клиентов на платный хостинг - также одна из самых распространенных причин открытия "бесплатного" хостинга. При такой модели для пользователя формируется довольно распространенная в мире схема - "Попробуй, затем купи". Очень разумный вариант, но, к сожалению, в диком исполнении убивает идею полностью. При нормальном варианте, когда пользователь еще реально не представляет для чего ему нужен сайт, не может просчитать затраты на него и отдачу, он создает сайт на "бесплатном" хостинге. Затем по мере роста как сайта, так и вебмастера, идет покупка дополнительных услуг, а затем и полный переход на платный хостинг. При "диком" варианте сначала дают максимум возможностей при практическом отсутствии "платы", не требуют баннеров и т.п. После набора клиентской массы, а растет она очень быстро, следует обьявление: "Все, господа! С завтрашнего дня все дружно начинаем платить деньги". Расчет идет на определенную ленность и консерватизм пользователей. Если 10-20% останутся, то овчинка стоила выделки. К счастью, народ быстро умнеет и такие приколы быстро устаревают.
Имидж - достаточный резон для провайдера, но он не работает сам по себе. Или работает очень редко. Делать на него ставку, при выборе хостинга очень трудно. Это, например, может быть вариант, когда провайдер "обрабатывает" потенциального крупного спонсора. В таком случае, открыв "бесплатный" хостинг, он за считанные дни наберет большую массу пользователей. Но со стороны очень трудно, не владея информацией о деталях сделки, сделать вывод о надежности и долговечности такого хостинга. Но, вкупе с другими источниками получения дохода от хостинга, это работает.
Отладка программного обеспечения (а также проверка работоспособности службы тех.поддержки) - более характерна для западных фирм. Стоимость привлечения тестеров для своего софта там достаточно велика и голые затраты на железо и трафик с минимальной поддержкой это вполне окупают. Тем более, что при привлечении платных тестеров эти затраты все равно состоялись бы. Всем наверное памятен хостинг f2s.com. Если я предположу, что они как раз занимались отладкой, то скорее всего я не ошибусь. Но долговечность такого проекта весьма сомнительна. Хотя в противовес вам скорее всего дадут комплект вполне профессиональных возможностей.
Дефицит исходящего трафика при расчетах с другими провайдерами - этот вариант характерен для провайдера, предоставляющего доступ в интернет (Internet Service Provider). Набрать большую клиентскую массу на платном хостинге достаточно долго, бесплатный растет значительно быстрее. Но взиморасчеты между канальными операторами вещь достаточно темная, закладываться на это тяжело и прогнозы по поводу долговечности и надежности строить - занятие неблагодарное.
Сюда бы я еще отнес размещение сайтов своих клиентов на интерет-доступ. Вот это уже вещь очень выгодная для провайдера, при условии, что посещаемость сайта будет обуславливаться в основном за счет внутрисетевого трафика. Например, внутрикорпоративный сайт фирмы, сотрудники которой и составляют основную массу посетителей сайта. Но "бесплатность" такого хостинга также весьма условна. Фирма платит за трафик своих сотрудников к сайту, при этом затраты провайдера минимальны.
Снижение стоимости трафика при увеличении его обьема - тоже вариант, который сам по себе присутствует редко. Достаточно часто провайдер покупает у канального оператора больше трафика чем нужно. Так сказать с запасом. Допустим насущная потребность составляет 1,2Тбайт в месяц. Зачем покупать 1Тбайт и доплачивать за превышение? Очень часто выгоднее купить, например 2Тбайта, но по значительно меньшей цене за гигабайт и получить как бы "бесплатные" 0,8Тбайт в месяц. И пустить их, например, под "бесплатный" хостинг с банерной рекламой. Типа, с паршивой овцы - хоть шерсти клок.
Поиск идей и контента для своих проектов - вещь также имеющая место быть. По вполне понятным этическим соображениям мне не хочется рассматривать этот вопрос. Замечу лишь, что крупные провайдеры этим не балуются. У них из этого скорее получаются вполне разумные партнерские отношения. Это выглядит как спонсорство со взаимными долями у вебмастера и спонсора-провайдера.
Вернемся к техническим аспектам хостинга. Я не зря тратил время на подробный разбор различных бизнес-моделей. Поскольку они (модели) в основном и определяют те технические ресурсы, которые выделит провайдер на проект "бесплатного" хостинга.
Вот, к примеру, такая техническая особенность - запуск скриптов и индивидуальные настройки на каждый сайт, приводят к отдельным записям в конфигурационных файлах сервера для каждого виртуального хоста и, соответственно, к дополнительным затратам ресурсов машины. Каждая запись <VirtualHost ...>
забирает порядка 10 Кбайт оперативной памяти вебсервера Apache, на котором чаще всего живут такие хостинги. Т.е. работает такой сайт или не работает - а ресурсы потребляет. Значит провайдер будет очень косо смотреть на непосещаемые ресурсы. Они ему обьективно не выгодны. Хостинг, который не дает таких возможностей, может построить свои настройки таким образом, что имя сайта будет транслироваться на директории файловой системы. Тогда каждый сайт не надо будет прописывать в файле конфигурации. Пришел запрос на страницу, поискал вебсервер соответствующую запросу директорию и выдал страницу браузеру. При таком варианте малопосещаемые сайты даже предпочтительнее. Место на диске стоит недорого.
Предоставить или не предоставить, например, базу данных сайту - также напрямую зависит от бизнес-модели.
Разрешено вам пользоваться отправкой писем из своих скриптов - загрузка почтового сервера это тоже ресурс. Платите.
С другой стороны в таком подходе есть о-о-о-очень большие плюсы. На большинстве платных хостингов вы платите за некий заранее определенный набор услуг. Не важно выбираете вы его или нет. Вряд ли провайдер снизит вам цену ниже определенного предела если у вас малопосещаемый сайт. В случае "бесплатного" хостинга ваша плата четко соответствует потребностям вашего сайта. Мало потребляю - мало плачу. Много потребляю - много плачу.
Попробуйте разместить сайт на стандартном тарифе при трафике порядка 40-50 Гбайт в месяц на платном хостинге. С вами, скорее всего, заведут разговор о переходе на выделенный сервер. При партнерских взаимоотношениях с провайдером, когда он получает доход от рекламы на вашем сайте, проблем скорее всего не будет. С другой стороны, если провайдер не "хочет" вас держать на "бесплатном" хостинге - это верный признак того, что затратная и доходная часть вашего сайта не сбалансированы и вам, например, вряд ли удастся окупить сайт, самому продавая рекламу на нем и разместив его на платном хостинге. Поверьте, хостеры эти вещи считают очень хорошо и вполне можно доверять их мнению. Так же важен момент регистрации. Если от вас не требуют описания сайта для его размещения - это значит, что первое время к вам будут присматриваться. Т.е. судить по вам по делам вашим. Кстати регистрация - это тоже деталь бизнес модели. Провайдеры в этом моменте четко деляться на две половины - со свободной регистрацией так и по предварительной записи. В первом случае легкий процесс получения хостинга, но и ждите у провайдера отлаженной системы блокировки сайтов, нарушающих правила. Во-втором можете вообще не получить хостинг. Применение первого способа также часто говорит о дополнительном запасе прочности оборудования и ресурсов провайдера.
Рассмотрим технико-экономический аспект размещения банерной рекламы. Скажем так - немного цифр. На данный момент стоимость рекламы, откручиваемой на "бесплатном" хостинге составляет ~ 0,3$ за 1000 показов. Возмем стоимость 1 Гбайта трафика для среднего провайдера в 1$ Итого получим 1 Гб трафика = 3000 показов. Т.е. на 1 банерный показ приходится порядка 300К трафика. Правда здесь я не учел затраты на размещение сервера, обслуживание, затраты на офис и прибыль. Так что эта цифра может служить только приблизительным ориентиром. Но тем не менее такие расчеты помогут вам прикинуть те рамки в которых ваш сайт должен укладываться чтобы не возникло проблем с провайдером. Вряд ли кто-то будет держать убыточный сайт у себя. Размещение файлов под скачку на хостинге, который использует модель с банерной рекламой - верный способ сделать сайт убыточным для провайдера. Я думаю, что реакция последует незамедлительно.
Хотелось бы рассмотреть и такой ресурс как загрузка процессора сервера. Голым трафиком здесь для расчетов уже не обойдешься. Но идея следующая - работа скриптов, не выдающих в результате страницы с банером, получается как бы "не оплаченной". Вот почему на "бесплатных" хостингах так не любят Топы, счетчики типа SpyLog и т.п. Опять же балансировка нагрузки сервера дело достаточно тонкое. В большинстве случаев время работы скрипта не должно превышать 1сек. Если оно у вас выше, то скорее всего вариант "бесплатного" хостинга не для вас. С другой стороны те жесткие рамки, которые выставляет вам провайдер очень реальные. Вас как бы заставляют заняться оптимизацией вашего сайта. Это очень хорошая школа. Если вам удалось уложиться в требования, значит у вас скорее всего не будет проблем и при других видах хостинга.
И еще один аспект мне бы хотелось здесь рассмотреть. Это вопрос раскрутки доменного имени. Помните, что доменное имя третьего уровня, которое вам выделяет провайдер при регистрации - это его собственность. Раскручивать его стоит только при уверенности в завтрашнем дне сайта. Типовой сценарий развития событий следующий. Пока сайт не раскручен, он потребляет немного ресурсов и, соответственно если и выходит где-то за рамки, то на это часто провайдер смотрит сквозь пальцы. По мере раскрутки резко растет посещаемость ресурса и сайт начинает привлекать пристальное внимание админа хостера. Вот здесь уже никаких поблажек не будет. Любой выход за границы, очерченные провайдером, будет пресекаться. Разумных выходов два. Во-первых постоянная проверка сайта на соответствие требованиям и ограничениям. Во-вторых - регистрация на себя доменного имени второго уровны и привязка к сайту на бесплатном хостинге. Многие провайдеры дают такую услугу. Стоит она обычно 2-3$ в месяц. По мере вырастания сайта из рамок "бесплатного" вы перемещаетесь вместе с сайтом на платный хостинг. При этом затраты в раскрутку имени не пропадут даром.
Я подитожу свои заметки некоторыми выводами и рекомендациями.
Рекомендации также достаточно просты:
Надо в первую очередь запастись в большом количестве здравым смыслом. Прикиньте возможности, которые дает вам провайдер и какую "плату" за это он требует. Оцените по косвенным признакам его бизнес-модель, как долго эта модель остается жизнеспособной и насколько вам подходит.
Если будете оценивать такие качества провайдера, как непадучесть его серверов, то задумайтесь за счет чего это достигается. И наоборот - если сервер провайдера периодически в дауне, то это далеко не всегда следствие плохой тех поддержки. Может как раз наоборот. Идут смелые эксперименты (для чего хостинг и создавался). Но если вам важно также отработать какие-то свои технические решения, то возможно такой провайдер как раз для вас.
Очень критически относитесь к любым отзывам о провайдере. Выбирайте из этих отзывов зерна истины для себя. Что называется читайте между строк.
- Провайдер плох - он убил мой сайт!!!
А что за сайт был? А хорошо ли жилось бы вашему сайту с таких соседом?
- Провайдер классный!!!
А что у вас за сайт? Да так, домашняя страничка. Ходит на нее два десятка посетителей в месяц.
- Служба поддержки никакая!!!
А сколько вы любезный откручиваете провайдеру рекламы?
И т.д. Чьё-то отрицательное мнение, для вас может оказаться большим плюсом и наоборот.
Помните - чудес не бывает, а если бывают, то очень редко. В начале славных дел не спешите ругаться на тех поддержку. Может быть вы просто еще мало "заплатили"?
Следует также помнить, что многое вам дается в кредит. Авансом. Не стоит требовать много сразу. Если вы реально делаете вещь, то чаще всего вам во многом пойдут навстречу. Но сразу после регистрации своего сайта - вы для провайдера темная лошадка. Он не знает что от вас и вашего сайта ждать.
И самое главное - забудьте слово "бесплатный". Используйте лучше термин "не за деньги". Очень внимательно прочтите требования провайдера. В них как правило и заложена оплата за хостинг.